У ребёнка не получается решить задачу. Он злится и говорит: «Я тупой! Ничего у меня не получается!» Что делать в таких случаях?

Или другой пример: ребёнок плохо написал контрольную. Над ним злобно шутят, а он: «Заткнитесь! Ненавижу математику!»

Такие случаи не редкость, любой преподаватель сталкивался с чем-то подобным. Дети расстраиваются, что чего-то не понимают, ссорятся друг с другом, переживают из-за того, что они не популярны.

Как вы обычно поступаете? Например, в первом случае вы скорее всего скажете, что он не тупой, что всё у него получится, надо только попробовать ещё раз. А во втором случае выберете другие слова: «Ребята, не будьте жестокими. А тебе стоит проработать вот эти ошибки и оценка улучшится».

Как вы думаете, помогут ли эти слова ребенку почувствовать себя лучше? Захочет ли он поработать над ошибками и снова решить задачу?

Нет.

Не поможет…

Почему?
Потому что в таком случае учитель игнорирует эмоции ребенка, акцентирует внимание на том, что нужно сделать, чтобы исправить оценку/решить задачу. Что чувствует в этот момент ребёнок? Он думает, что его никто не понимает, он одинок и сил справиться с неудачами у него нет.

А что поможет?
Поможет проявление эмпатии. Несколько минут активного включения во внутренний мир ребенка — и чудесным образом он преобразится в человека, полного сил.

В последние пять лет исследований, посвящённых эмпатии, стало в сотни раз больше, чем прежде. На всплеск интереса к эмпатии повлияло открытие зеркальных нейронов и зеркальных нейросетей. Открытие это основано на гипотезе perception-action (восприятие и действие). Это значит, что когда мы наблюдаем за состоянием или действиями другого человека, у нас активны те же нейроны, которые были бы активны, если бы мы сами были в этом состоянии или совершали данное действие.

Как это работает?
Важно не только распознать, что чувствует другой человек. Важно показать ему, что вы понимаете его. Нужно «вернуть»человеку его состояние, услышать его. Каждому хочется знать в трудную минуту, что кто-то рядом понимает, что с тобой происходит.

Помню, как я рассказала маме про первую двойку, она сказала: «Это всё мелочи, не стоит переживать». И сразу появилось ощущение, будто я одна на этой планете и никому нет дела до моих чувств. После этого случая я всё реже делилась с мамой своими переживаниями.

Такого рода высказывания дают понять ребенку, что его чувства не стоят внимания.

Чтобы ребенок не закрывался от вас, есть конкретный прием, который помогает проявить эмпатию правильно. Он называется «эмпатийное слушание».

Эмпатическое, или активное слушание — это техника, которая помогает установить контакт с внутренним миром другого человека. Следуя этим простым правилам вы сможете понять вашего собеседника. Вот что нужно делать:

«Угу» — кивайте и «угукайте», когда слушаете собеседника. Всем нам приятно видеть обратную связь от слушателя, понимать, что сейчас он занят только нами.
Проговаривание чувств и эмоций. Когда собеседник эмоционально рассказывает вам что-то, проговорите то, что, как вам кажется, он чувствует. Ему будет приятно понимать, что вы уловили его настроение.
Перефразирование и пересказ. Когда собеседник закончил длинную мысль, ему польстит, если вы кратко перескажете сказанное им и спросите, правильно ли вы уловили основную мысль. Так вы покажете, как внимательно вы слушали.
Уточняющие вопросы. О чём люди любят говорить больше всего? О себе, конечно. Уточняющие вопросы говорят о вашем интересе к собеседнику и теме, затронутой им.
Повторение фраз. Лучше использовать тогда, когда человек замолчал и задумался — это покажет ему, что вы слушали его внимательно и терпеливо ждёте продолжения.
Также крайне важно смотреть в глаза собеседнику. Не разговаривайте с ребенком параллельно заполняя журнал, стирая с доски, смотря телевизор, покажите вашей позой, что вы готовы внимательно выслушать его прямо сейчас.

Проявление эмпатии ведёт к чудесным результатам. Меняется не только ребёнок, но и взрослый, который проявляет эмпатию. Вы станете менее критичны к ребенку, вам станет легче понять его и поддержать.

Можно ли развить эмпатию?
Если вам кажется, что вы довольно чёрствый и безэмоциональный человек, не всё потеряно. Вот несколько советов по развитию эмпатии:

попробуйте как можно больше наблюдать за проявлением чувств других людей, чтобы верно читать их. Ходите в театр, смотрите эмоциональные фильмы, внимательно смотрите на окружающих людей. Не стесняйтесь проговаривать их эмоции, чтобы удостовериться в правильности своих предположений.
эмпатийно слушайте. Каждый день. Каждого ученика. Каждого близкого вам человека.

при разговоре обращайте внимание больше на тело и мимику, слова могут быть ложью, тело же никогда не врёт.
при принятии решений попробуйте чаще опираться на ваши чувства, а не на рациональные рассуждения.
Развивайте свою чуткость и проявляйте её — для вас откроются новые горизонты межличностных отношений.